www.team.ru
Поиск
sales@team.ru

Тестирование видеоакселераторов Voodoo 5500 и ASUS GTS 2 7700

Эта статья написана нашим другом Сергеем Грязновым. Дело в том, что сейчас безусловным лидером производительности среди видеокарт является GeForce 2 GTS, а по продажам в Европе лидирует, напротив, Voodoo5 5500. Поэтому мы и попросили независимого автора, который является "продвинутым" пользователем и игроком, протестировать эти карты и поделиться своими впечатлениями с посетителями нашего сайта. И хотя мы не разделяем точку зрения автора по некоторым вопросам, тем не менее публикуем статью "как есть", поскольку считаем ее весьма интересной и актуальной.


Немного о тестах

Почему-то считается, что при тестировании видеокарт надо мерять именно FPS (т.е. количество кадров, выводимое видеокартой в секунду). При этом считается абсолютно нормальным мерять еще и среднее количество FPS. На самом деле сведения эти не вполне информативны, и это в принципе понятно каждому более-менее играющему в трехмерные игры человеку. В самом деле, зачем мне знать, что в среднем у меня получается 60 и более FPS на разрешении 1024x768 в Quake III Arena, если в момент "свалки" и "мяса" уровень FPS падает до 30, а то и меньше? Естественно, этот режим признается как "неиграбельный", ибо в 3D стрелялках падение FPS весьма и весьма заметно, причем раздражает не столько само небольшое значение FPS, сколько его непостоянное, скачкообразное изменение. Человек вполне может приспособиться играть с низким FPS, но приспособиться к его скачкам, увы, невозможно. Поэтому "отцы" Quake поступают вполне очевидным и правильным образом -- вся графика (вплоть до оружия) отключается, а окно (в случае необходимости) сжимается. И делается это с одной-единственной целью -- чтобы в самый ответственный момент "оно" не протормозило. К тому же графика съедает львиную долю системных ресурсов, и все мы прекрасно знаем о "великолепной" мультизадачности Windows и о том, как она любит элегантно подтормозить по малейшему поводу, в особенности при работе с жестким диском (впрочем, это не проблема Windows) и свопом.

Еще одним поводом отказаться от тестирования видео акселераторов в 3D shooter-ах является их динамичность. Ну кого когда волновало, что текстуры в Quake III выглядят слегка размыто, и взрывы вовсе не трехмерные? Динамика игр настолько высока, что вся графика отходит на третий план (звук, как ни странно, на втором). Нет, конeчно, никто не спорит, что выглядит это красиво первый час или второй, однако затем всё это становится лишним и убирается.

Другое дело -- аркадные симуляторы вроде серии Need For Speed. Там можно и полюбоваться пейзажем, посмотреть на закат и послушать шум водопада. Это действительно красиво. Да и динамика игры на порядок ниже, нежели в стрелялках. Еще более неторопливо идут действия в разнообразных квестах или приключенческих игрушках. Иногда приходится часами простаивать на одном и том же месте -- вот где должны играть свою роль качество и быстрота (чтобы отобразить всю красоту пейзажа и форм) графических акселераторов.


Voodoo 5500

Итак, видеокарточка от фирмы 3dfx. Имеет интерфейс AGP и длину 24,5 сантиметра, так что я бы рекомендовал примериться к ней в буквальном смысле слова, ибо вовсе не факт, что она влезет в любой корпус. Помимо этого, карта оборудована разъемом питания (как у жесткого диска) и без него не работает совсем (правда, в комплекте идет разделитель питания), так что этот момент тоже нельзя упускать. На самой карте имеются аж два вентилятора (по одному на каждый процессор VSA-100), которые отнюдь не добавляют тишины к работе системного блока. В общем и целом получилось довольно громоздко.

Драйвера на видеокарточку водрузились абсолютно безо всяких проблем и вообще приятно удивили. Не знаю, что там не понравилось ребятам из iXBT, однако у меня все игры, до которых я смог дотянуться, великолепно и устойчиво работали. К сожалению, "известной демо Dagoth Moor Zoological Gardens" у меня не оказалось (я о ней первый раз слышу, честное слово, но даже если это действительно так, то мне сразу вспоминается ситуация с бета-версией Quake III Arena, о которой тоже говорилось, что она на Voodoo не идет. А по выходе оказалось, что и драйвер уже написан, и бегает она на Voodoo II вполне и вполне достойно), а во всех остальных всё нормально работало. К тому же интерфейс настроек действительно интуитивно понятен, а сами настройки не "глючат" и не сбиваются, в отличие от nVidia-вских аналогов. Еще один момент - мне показалось, что драйвера Voodoo меньше "насилуют" машину в плане системных ресурсов (в основном, памяти, которой, как известно, много не бывает), хотя мнение мое наверняка чисто субъективное. Отвлекусь ещё на один момент - производительность системы (не сильно, но стабильно) зависит даже от смены одной материнской платы на другую (такой же модели, но с разной версией BIOS), так что во всех тестах надо учитывать погрешность, которая может серьезно варьироваться в зависимости от остальных компонентов компьютера.

Качество картинки у Voodoo меня весьма и весьма порадовало. Voodoo 5500 обладает возможностью сглаживания изображения у формируемых сцен. (Full Scene Anti Aliasing). Это заметно повышает качество изображения в целом, однако серьезно сказывается на производительности системы.

На картинке показано качество формируемой текстуры у Voodoo 5500, при выключенной FSAA (1), включенной в быстром режиме (2), FSAA 2x (3), и FSAA 4x (4). Заметно, насколько круг получается неровным в первом и втором случае, и насколько качественнее смотрится картинка в случае применения FSAA, причем FSAA 2x заметно отличается от FSAA 4x.

Вот еще один скриншот, на этот раз из игры Need For Speed IV. На нем показана разница между отсутствием FSAA, FSAA 2x и FSAA 4x.


Ощущения при игре с FSAA 4x - просто потрясающие. Естественно, эффект сглаживания заметен только на длинных прямых участках (именно на прямых, которые выглядят "лесенкой" без сглаживания, это заметно больше всего), но при игре в автосимуляторе, где перед Вами всегда присутствует лента дороги, это больше всего впечатляет. Скажу даже больше -- когда теперь играешь на акселераторе без полносценного (Full Scene) сглаживания, "рубленная" дорога сразу бросается в глаза.

А вот в том же Quake III эффект сглаживания абсолютно не заметен. Единственая возможность его разглядеть - это поставить "/timescale 0.1", замедлив тем самым игру в десять раз. Ну, тогда останется ещё время на маленькую чашечку кофе в перерыве между перерождениями, что явно не было задумано создателями. Забегая вперед, скажу, что в Need For Speed (по крайней мере, в четвертой) с FSAA 4x совершенно вольготно можно играть на разрешении 640x480. Где-то читал мнение "мол, зачем мне тормозное FSAA, если я не могу с ним на 1024x768 играть". Извините, но это, мягко говоря, неверно. За примерами ходить далеко не надо. Достаточно вспомнить первый Quake, который изначально был написан без поддержки трехмерных ускорителей. Вы хоть там 1280x1024 поставьте, а затем убедитесь, что glQuake выглядит лучше даже на разрешении 320x200. Точно так же 640x480 с FSAA выглядит лучше, чем 1024x768 без оного. И причем значительно.

И последнее - несмотря на неплохо сделанную функцию разгона, Voodoo 5500 практически не гонится и более-менее стабильная разогнанная частота - это 175Mhz, в отличие от стандартной 166Mhz, да и то не факт, что карта не будет "подглюкивать" в некоторых программах.


GeForce 2 GTS 7700

Видеокарточка от фирмы ASUSTeK, на базе процессора nVidia Gforce 2 GTS, имеет (как обычно) интерфейс AGP, весьма скромные размеры (особенно если сравнивать с Voodoo 5500), а также не имеет дополнительного питания, довольствуясь обычным от разъема AGP.

Что касается драйверов, то они, как и всегда, весьма характерны для nVidia. Недаром всю линейку предыдущего поколения Riva в народе называли к-Rivo-й. В данном случае как драйвера, находящиеся в поставке, так и последний Detonator 6.18, к сожалению, полностью это оправдали. Как всегда, глючит практически всё! При завершении работы Windows компьютер зависает с мусором на экране вместо положенного отключения питания. Нажатие [Ctrl]-[Esc] в Quake I приводит к зависанию компьютера, в Need For Speed разъезжаются текстуры, а однажды игра вообще вся запустилась в нежных розовых тонах. Так что за качество драйверов можно смело поставить крепкую жирную двойку. Причем глюки эти тянутся с незапамятных времен, так что вряд ли можно надеяться на их быстрое исправление. Конечно, большинство глюков исправляется путем ковыряния в настройках игр и драйверов, однако все равно ситуация малоприятная.


На вышеприведенном скриншоте из игры Need For Speed IV совершенно четко видно разъезжание текстур на ASUS GTS 7700 (Драйвер - Detonator 6.18). Конечно, кто-то может сказать: "Мол, ну и бог с ним, с NFS", однако Need For Speed все-таки довольно известная игра и всегда отличалась высоким качеством исполнения.

Подобно видеокарточке Voodoo 5500, ASUS GTS 7700 имеет функцию полносценного сглаживания, тем не менее, при одинаковых установках (FSAA 2x) разница между ASUS 7700 (слева на картинке) и Voodoo 5500 (справа на картинке) весьма заметна.


А в игре это выглядит так (опять: ASUS 7700 слева, а Voodoo 5500 справа):


Видно, что при FSAA 2x разницы в этой картинке практически нет. Зато на FSAA 4x разница очень заметна и не в пользу ASUS 7700:


И в заключение не могу не сказать, что, если Вас интересует прежде всего FPS, это карточка для Вас -- тут у nVidia конкурентов нет.


Тесты на производительность

Итак, всё тестирование (включая вышеприведенные скриншоты) проводилось в следующей конфигурации:

Материнская платаASUS A7V
ПроцессорAMD Duron 600Mhz
Оперативная память64mb
Операционная системаWindows 98 SE

В качестве основного тестового средства использовалась программа 3DMark 2000 от фирмы MadOnion. Программа проводит следующие тесты:

Game 1 - HelicopterАркадная игрушка
Game 2 - AdventureИгрушка квест
Fill RateСкорость заполнения текстур
High Polygon CountСкорость обработки полигонов
Texture Rendering SpeedСкорость формирования текстур различного объема
Bump MappingИллюзия рельефных текстур

При тестировании используется режим DirectX.

Как и ожидалось, ASUS 7700 намного превосходит Voodoo 5500 по скоростным показателям:


Причем в режиме 1024x768 отставание Voodoo действительно идет почти в два раза по всем тестам:

 Voodoo 5500ASUS 7700
Game 1 - Helicopter (Medium Detail)24,69 FPS44,29 FPS
Game 2 - Adventure (Medium Detail)27,19 FPS40,51 FPS
Fill Rate (Multi-Texturimg)237,03 MTextels/s521,39 MTextels/s
High Polygon Count (4 Lights)2540 KTriangles/s3336 KTriangles/s
16 MB Texture Rendering Speed70,90 FPS220,22 FPS

В режиме FSAA 2x картина у Voodoo немного более оптимистическая, но все равно:



Заключение

В качестве заключения хотелось бы привести один показательный скриншот, сделанный на ASUS 7700 при воспроизведении записанной игры в Quake III Arena в режиме 640x480 без всяких дополнительных эффектов (нет FSAA):.


Здесь нет никакого подвоха, это обычный игровой скриншот, на котором показано, что FPS зависит от очень многих вещей, и что даже наличие самого современного ускорителя вовсе не гарантирует получение от него заявленных характеристик. А в игре мы можем легко получить 40 FPS, вместо обычных в данном случае 90. Правда, на игре это, конечно, никак ни сказывается. Пока не сказывается.


Сергей Грязнов,
специально для Лаборатории "ТИМ Компьютерс"

24 августа 2000 года