Компания "ТИМ Компьютерс"
(495) 258-0071
На главную страницу
Музыка с CD на компьютер – это просто!

Возможно, вы совсем недавно приобрели ПК и еще не освоили тонкостей перевода домашней коллекции музыкальных компакт-дисков на компьютер. Сегодня мы расскажем вам о том, как делать это правильно, расскажем шаг за шагом. В нашей статье будет минимум теории, не будет спектрограмм, графиков и прочего материала, утомляющего неподготовленного читателя (для этого есть сайты специфической тематики). Лишь практика и кое-какие рекомендации, которыми вы можете вооружиться…

Немного теории

Данные записаны на аудио компакт диске (CD) в цифровом формате. Это знают все. Максимальная продолжительность звучания CD – это 78 минут, что означает примерно 680Мб данных. Очевидно, что если бы мы просто стали переписывать содержимое музыкальных CD на жесткий диск (это называется ripping), то быстро и нерационально его заполнили. Поэтому необходимо использовать сжатие аудиоданных во что-то более компактное. На настоящий момент форматов аудиосжатия существует множество, но самое высокое качество по-прежнему обеспечивает формат mp3 (более точное его название MPEG1 Layer3). Его мы и будем использовать. При сжатии в mp3, как и при применении многочисленных форматов-конкурентов, осуществляется сжатие звука с потерями. Т.е., при кодировании часть информации из звукового потока удаляется, чтобы уменьшить размер конечного файла. Сохранение высокого качества звучания полученного аудиофайла возможно благодаря знанию особенностей устройства человеческого слуха. Таких особенностей много: например, это разная чувствительность слуха на диапазоне слышимых частот, нивелирование тихого звука более громким и многое, многое другое. То, что вместе слагает психоакустическую модель человеческого слуха…

Итак, если mp3 – это формат с потерями, то, грубо говоря, чем меньше уровень этих потерь, тем ближе будет звучание сжатого аудиофайла к оригиналу – композиции на AudioCD. Уровень потерь при создании mp3-файла определяется его битрейтом (bitrate) – объемом потока данных, получаемого после конвертирования. Иными словами, чем больше битрейт, тем выше будет качество аудиофайла и тем большего размера он получится.

Однако битрейт – это не единственный фактор, влияющий на качество оцифровки. Важен также метод, которым аудиоданные захватываются с CD. Здесь может быть три метода:

  1. Музыка с CD преобразуется из цифровой в аналоговую форму DAC-ом (цифро-аналоговым преобразователем) в CD-ROM и передается на звуковую карту уже готовой к воспроизведению (именно прошедшую через ЦАП накопителя музыку вы услышите, если подсоедините наушники к разъему на передней панели CD-ROM). Нам же необходимо эту музыку не воспроизводить, а сжимать в mp3, значит, она опять будет переводиться из аналоговой формы в цифровую, на сей раз АЦП звуковой карты. Разумеется, такие действия повышению качества не способствуют. Это плохо еще и потому, что, во-первых, DAC в CD-ROM гораздо проще, чем тот, которым располагают современные аудиокарты, а, во-вторых, аналоговый сигнал, идущий по шнуру внутри корпуса компьютера, "успевает обзавестись" неприятным фоном и различного рода наводками.

  2. Поток аудиоданных с CD передается с выхода Digital Audio на соответствующий вход звуковой карты (CD Digital In). В данном случае данные передаются исключительно в цифровой форме, что исключает искажения, что нам и нужно.

    Здесь необходимо сделать некоторые комментарии. К сожалению, далеко не у всех CD-ROM есть цифровой выход, либо сам разъем присутствует, но разводки соответствующей нет. Особенно этим грешили OEM-модели, что выпускались более года назад (все модели CD и DVD-ROM, что продаются в "ТИМ Компьютерс", обладают работающими цифровыми выходами). Также не каждая звуковая карта может похвастаться наличием цифрового входа. (используемая нами для написания этой статьи SB Live! Player 5.1 может)…

    При подобном подключении необходимо убедиться, что цифровой CD вход аудиокарты включен; аналоговый же лучше выключить.

  3. И, наконец, третий способ, который стал сейчас наиболее распространенным – это DAE (Digital Audio Extraction). В этом случае музыка с CD-ROM захватывается, как обычные данные, и передается по шлейфу IDE. К сожалению, многие накопители при данной методике читают треки AudioCD с ошибками (заикание, щелчки при прослушивании), особенно если CD не самого высокого качества. Иногда снять эту проблему можно, выключив поддержку U/DMA у "шалящего" привода. Сделать это можно во вкладках "свойства накопителя CD-ROM".

Итак, как уже, вероятно, стало ясно, наиболее беспроблемным и качественным нам видится второй способ рипинга, когда данные передаются с цифрового выхода CD-ROM на цифровой вход звуковой карты…

Практика

Итак, перед тем как приступить к делу, необходимо обзавестись соответствующим программным обеспечением. Для рипинга музыки и ее конвертации в mp3 будем использовать замечательную утилиту CDex. Вы можете загрузить ее с нашего сайта прямо сейчас, благо она небольшая.

Если с компьютера, где вы будете заниматься процедурой перевода CD в mp3, есть выход в интернет, то это весьма кстати: при рипинге вам не придется вручную прописывать название альбома, композиций и жанра музыкальных произведений – за вас это сделает CDDB. Все, что надо сделать, чтобы этот сервис заработал, – это вписать во вкладке Remote CDDB свой адрес электронной почты.

Теперь настроим свойства Encoder-а, т.е. укажем, каким кодеком и с каким настройками качества мы бы хотели записать музыку. Выбираем Lame MP3 Encoder (он обеспечивает наиболее высокое качество кодирования),

Теперь настроим свойства Encoder-а, т.е. укажем, каким кодеком и с затем задаем следующие параметры кодера. Мы будем использовать mp3-сжатие с переменным битрейтом, что позволит при высоком качестве звучания все же несколько уменьшить размер получающихся файлов. Т.е., когда диапазон звучания композиции более широко охватывает частотный диапазон , для более точной передачи битрейт кодирования растет, во время же тишины или, скажем, звучания одиночных инструментов снижается без какого-либо ухудшения качества звучания. Рамки, в которых битрейт может меняться, задаем от 192 до 256kbps. Прочими параметрами забивать голову не стоит, просто выставьте их, как на скриншоте.

Теперь, чтобы начать сжатие в mp3, достаточно лишь выбрать в списке CD-композицию и нажать кнопку Track(s)->MPEG, не забыв предварительно указать каталог, где будет создаваться ваша библиотека mp3.

Вот, собственно, и все. Напоследок хотелось бы лишь сказать, что реально услышать различие в звучании mp3 с битрейтом 128 и 256кбит/сек на колонках стоимостью 15 долларов довольно сложно. Если вы действительно хотите качественно слушать музыку на ПК, вам понадобится что-нибудь посерьезнее. Мы, например, в наших экспериментах использовали ACS-33 от Altec Lansing ($77). И, конечно, очень большое значение имеет программный проигрыватель, которым вы воспользуетесь для прослушивания созданных вами mp3. Качество воспроизведения поздних версий широко распространенного Winamp оставляет желать лучшего, поэтому вы можете использовать, например, Sonique, качество звучания которого гораздо выше.

P.S. Для тех, кто пользуется звуковыми картами Creative, можно также порекомендовать программу для риппинга и конвертации в mp3, под названием Playcenter 2.5. Она обладает удобным интерфейсом и позволяет с высоким качеством конвертировать музыкальные композиции. Загрузить ее можно с сайта компании Creative.

Дмитрий Егоров
Лаборатория "ТИМ Компьютерс"
16 июля 2001 г.

 ©1999-2016 Team Computers
г. Москва. ул. Новопоселковая, д.6, корп.6
тел.: (495) 258-0071 (многоканальный)
e-mail: info@team.ru
Работает на сервере Team