www.team.ru
Поиск
sales@team.ru

RadeOn 8500: ATI контратакует!

RadeOn вернулся к нам, вернулся подросшим и возмужавшим. По сравнению с предыдущими картами, у нынешнего флагмана ATI - RadeOn 8500 очень много новых интересных возможностей и серьезные заявки на лидерство. О них давайте и поговорим, но прежде взглянем на перечень характеристик в сравнении с предшественниками и современниками:

 

ATI RadeOn DDR

ATI RadeOn 8500

GeForce 2GTS (Asus V7700)

GeForce 3(Asus V8200)

Частота графического чипа, Мгц

225

275

200

200

Частота памяти, Мгц

366 (DDR 183x2)

550 (DDR 275x2)

333 (DDR 166x2)

460 (DDR 230x2)

Ширина полосы пропускания видеопамяти, Гб/сек

5,8

8,8

5.2

7.18

Fillrate при мультитекстурировании, млн пикселей/сек

733

1100

800

1000

Число графических конвейеров

2

4

2

4

Число текстур за проход

3

6

2

4

Частота RAMDAC, Мгц

350

400

350

350

Цифр в таблице много, а значение многих из этих параметров неподготовленному читателю может ни о чем не говорить. Ну, не говорит и не надо ;), потому как реальное тестирование показывает, что превосходство в цифрах спецификаций, увы, очень часто не дает эквивалентного превосходства в реальных приложениях.

Простите за каламбур, но качество графики в играх стало расти качественно. Производительность же видеоускорителей наконец вышла на такой уровень, что лишь к скорости стремиться уже стало не нужно, а вот технологиям позволяющим поднять реализм 3D-действ на экране монитора просто загорелся зеленый свет. Компания ATI к этой ситуации подошла вполне подготовленной и предложила сразу несколько интересных технологий, которые, конечно же, реализованы в виновнике нашего сегодняшнего собрания - в RadeOn 8500.

ATI TRUFORM

Официальное техническое описание и разъяснение того, что такое TRUFORM - это вещь довольно тяжелая для слуха простого игромана, поэтому мы его приводить не будем (кому интересно, читайте в подлиннике здесь). Скажем проще, технология Truform позволяет устранить угловатости и неровности полигональных моделей в 3D-играх и приложениях. Причем делается это без значительного снижения скорости работы, а визуально картинка становится гораздо более привлекательной.

Однако для того, чтобы Truform работал, для него необходима поддержка игрой. Наверняка такие игры появятся уже в ближайшем будущем, а пока выпускаются патчи, добавляющие поддержку TRUFORM к играм уже существующим, например, к популярнейшему 3D-шутеру Counter Strike.

ATI SmartShader

ATI RadeOn 8500 содержит программируемый вершинный и пиксельный процессор, который позволяет удобно и без драматических потерь в скорости реализовывать такие великолепные эффекты, как объемные тени, множества анимированных частиц (всполохи огня, искры), реалистичную скелетную анимацию персонажей и многое другое. Поддержка SmartShader уже есть в DirectX 8.1, так что разработчики игр уже могут использовать и эти возможности чипа ATI.

ATI SmoothVision

Не секрет, что полноэкранное сглаживание (антиалиазинг, FSAA) способно значительно улучшать визуальное качество картинки, устраняя так называемый лестничный эффект на кривых, выводимых на экран монитора. Благодаря FSAA также уменьшается количество досадных артефактов и муара, особенно при "глубокой" и насыщенной деталями 3D-сцене. Но чем выше качество антиалиазинга, тем более он ресурсоемкий; ATI тоже это знала и разработала SmoothVision - программируемый, многофункциональный и производительный инструмент сглаживания. Посмотрите на полученные нами скриншоты из симулятора автогонок NFS5 без антиалиазинга и с оным. Результат, как говорится, налицо. Играбельность (в смысле скорость) же NFS5 при включенном FSAA оставалась очень хорошей.

Параметры FSAA, как и прочие графические настройки расположены во вкладках свойств дисплея. Их немного, но в идеале, наверное, видеокарта должна работать так, чтобы лазить в настройки, "играть" ключами и параметрами вообще не было необходимости.

HydraVision

RadeOn 8500 поддерживает работу с двумя мониторами (мультимониторность), эту возможность в ATI назвали Hydra - видимо по аналогии с многоголовым мифическим чудовищем. Кроме обычного CRT-монитора RadeOn, может выводить изображение на жидкокристаллический дисплей, причем по цифровому тракту, благодаря DVI-выходу. И это правильно, потому что такие дисплеи цифровые по определению, а если нет лишнего преобразования из цифровой формы в аналоговую и обратно, то качество изображения будет выше (нет замыливанию!). Также RadeOn 8500 имеет выход на TV, что будет очень нелишним, например, для любителей посмотреть DVD на большом экране телевизора. А вот функции видеозахвата на RadeOn 8500 не реализованы - видимо ATI решила не позиционировать данную модель как "мультимедиа-комбайн".

Много еще в копилке у RadeOn красивых, полезных и многообещающих технологий с диковинными названиями (HyperZ II, Pixel Tapestry II, Charisma Engine II, Video Immersion II), но читатель, должно быть, подустал, а потому перейдем непосредственно к тестам.

Как мы тестировали

  • Процессор Intel Pentium4 - 2Ггц (S478);
  • Системная плата Intel D850MD (i850);
  • Память 256Mb PC-800 RDRAM;
  • Звуковая карта Creative SB Audigy;
  • Жесткий диск Seagate Barracuda ATA III - 20Гб;
  • Видеокарта ATI RadeOn 8500 - 64Mb (драйвер 4.13.7191);
  • Видеокарта Asus AGP V8200 (GeForce3) - 64Mb (драйвер Detonator 21.83);
  • Монитор 17'' ViewSonic PF775

На тестовом компьютере была установлена операционная система Windows Millennium и DirectX версии 8.0, в большинстве игровых тестов, кроме Serious Sam звук на время тестирования отключался. Графические опции в играх, везде, где это было возможно, выставлялись на максимум.

3D Mark 2001

Тестовый пакет 3DMark 2001 меряет производительность в Direct3D - здесь результаты для ATI очень приятные: RadeOn 8500 на 10-12% обошел GF3 во всех разрешениях. Качество же изображения, обеспечиваемое обеими видеокартами фактически было одинаковым, т.е. определить на какой из видеокарт крутится 3Dmark "на глаз" едва ли возможно.

3Dmark показал, как много зависит от драйвера: мы попробовали тестировать V8200 с драйвером от Asus, базирующемся на "пожилом" Detonator-е версии 12.60: с ним результаты были на 16% (!) хуже.

DroneZ

Если в телевизионной рекламе можно слышать, что попки у некоторых стали суше, то про современные игры можно сказать, что попы у персонажей стали круглее. Определенно круглее. Причем даже без всяких Truform-ов: достаточно взглянуть на наш первый скриншот из DroneZ, как понимаешь, на что идет мощь двух гигагерц тестового P4 и RadeOn 8500 :).

    

DroneZ - новая, очень красивая и красочная OpenGL-аркада про… собственно неважно про что игра, а вот как бенчмарк она нам очень понравилась. Встроенные удобные инструменты для этих целей, а также богатство графических настроек говорят о том, что в тестах DroneZ всерьез и надолго.

В DroneZ RadeOn 8500 уступил GeForce 3, и такая ситуация дальше повторится почти со всеми OpenGL-тестами, коих большинство. Мы думаем, что это связано с более высокой оптимизацией OpenGL драйверов от Nvidia, которая тщательно, непрерывно и любовно полирует линейку Detonator-ов уже который месяц. Возможно, с будущими версиями драйверов от ATI баланс несколько изменится, мы этого не знаем. Но можно быть уверенным, что для подавляющего большинства играющих 168 и 189 кадров в секунду в 1024x768-32bit - это одинаково играбельно и более чем предостаточно.

Serious Sam

Серьезный Сэм - это очень "веселая" OpenGL-игра, официально издаваемая для нашего рынка компанией 1С. Веселость игры заключается в том, что в этом красивом и динамичном 3D-шутере число недругов, постоянно толпами наседающих на игрока, может сравниться разве что, с числом волос на голове самого игрока. На качество графики, что обеспечивает RadeOn, Вы можете посмотреть на скриншотах.

    
    

Как и большинство самых современных игр, Serious Sam в полной мере использует возможности аппаратного расчета трансформации и освещения (T&L) и является очень гибким и бенчмарком.

RadeOn 8500 здесь уступил GF3, причем с ростом разрешения разрыв этот стал увеличиваться, что довольно странно, так как полоса пропускания видеопамяти RadeOn 8500 выше. В средних же разрешениях преимущество GF3 составляло около 10%.

Quake 3: Arena (v.1.17)

Ну и последний из тестов - это любимый, нестареющий, надоевший (выбирайте любой из эпитетов) Quake3:Arena. OpenGL-игра, в которую все играли. Комментировать результаты в Quake3 особого смысла нет: обе видеокарты шли ноздря в ноздрю, а в высоких разрешениях RadeOn 8500 стал выходить вперед благодаря более высокой скорости заполнения (fillrate).

Вывод:

RadeOn 8500 одна из самых удачных видеокарт канадской ATI за все время ее существования. Гораздо более доступный по цене, чем последние вариации на тему GeForce3, он обеспечивает эквивалентную скорость и качество графики. Вызывает уважение также и то, что ATI, не желая быть в позиции догоняющей, привносит с RadeOn 8500 множество фирменных 3D-технологий, которые во многом превосходят решения Nvidia. Зная, как много зависит от драйверов, есть все основания полагать, что в ближайшее время RadeOn 8500 еще больше окрепнет в скорости, особенно это, затронет OpenGL-приложения. На сей раз ATI настолько близко приблизилась к лидеру, что порой даже кажется, что GeForce 3 побит. В общем, мы даже затрудняемся назвать сколько-нибудь заметные недостатки протестированного сегодня видеоускорителя. Разве что осознание того, что он может еще лучше ;)...

Дмитрий Егоров,
Лаборатория "ТИМ Компьютерс"

12 ноября 2001 года