Team computers О компанииКомпьютерыИнтернет-магазин

Главная страница
Наша лаборатория
Прайс-лист


ЛАБОРАТОРИЯ

Asus A7N266-E - первый эмиссар nVidia

…ленты, булавки, резинки, тесьма - все,
чтоб свести кавалера с ума…
"Вперед, гардемарины!"

Признаемся, у многих из нас отношение к интегрированным системам сложилось примерно как к безалкогольному пиву, которое, как гласит народная мудрость, является, простите, первым шагом к резиновой женщине. Однако дебютный системный чипсет от nvidia - nForce 420 избавил нас от этого стойкого стереотипа. Причем одним махом. Но обо всем по порядку...

Чипсет nVidia nForce 420D - экспансия продолжается

Завоевав звание графического короля и продолжая позиционные бои с компанией ATI на рынке 3D-ускорителей, компания nVidia обратила свой взор на перспективнейший рынок системных чипсетов. Дебютным чипсетом стал nForce, в котором реализовано множество уникальных архитектурных решений, позволяющих детищу nVidia претендовать на звание быстрейшего (!) набора логики для платформы AMD.

Twin-bank architecture

Чипсет nForce поддерживает двухканальный 128-битный доступ к оперативной памяти - это означает, что при наличии четного количества модулей памяти (реально два) пиковая - теоретическая пропускная способность подсистемы памяти может достигать 4.2Гб/сек (при использовании DDR DRAM PC-2100). Казалось бы, зачем нужна столь высокая пропускная способность памяти, если все "упрется" в пропускную способность процессорной шины EV6 - 266Мгц (2.1Гб/сек). Но не стоит забывать, что nForce - набор логики с весьма шустрым встроенным видео, к тому же поддерживающим функцию Fast Write при работе с AGP, так что высокая пропускная способность памяти будет востребована, что и показали наши тесты.

Dynamic Adaptive Speculative Pre-Processor (DASP)

Чтобы не возникало задержек, для борьбы с "накладными расходами" при обслуживании двух независимых банков памяти (снижения латентности подсистемы памяти) механизм DASP буферизирует данные из оперативной памяти в специальном буфере северного моста, размещенном на самом кристалле. Анализируя, какие данные уже были востребованы процессором, DASP прогнозирует, какие данные понадобятся дальше и буферизирует их, что повышает производительность.

HyperTransport

На манер Intel с их скоростной хабовой архитектурой и VIA V-link, nVidia соединила северный и южный мост скоростной системной магистралью - шиной HyperTransport, с пропускной способностью 800Мб/сек. Как видим, проблема "бутылочного горла" - это не про nForce, чипсет получился отлично сбалансированным!

Обосновывая необходимость использования столь производительной системной магистрали, nVidia приводит довольно интересный список потенциальных "пожирателей" пропускной способности на отрезке северный-южный мост.

Устройство

"Аппетиты"

PCI Bridge
133Мб/сек
Dual ATA-100 контроллер
200Мб/сек
Ethernet-карта (Full-duplex)
25Мб/сек
Dual USB-контроллер
3Мб/сек
Audio Processing Unit
150Мб/сек
Audio Codec Interface
1Мб/сек
Legacy (LPC)
1Мб/сек
Итого:
513Мб/сек!

Конечно, в реальности все обстоит далеко не столь драматично, как в приводимой таблице, однако задуматься есть над чем…

Graphics Processing Unit

Здесь много говорить, пожалуй, не нужно - nForce имеет интегрированный видеоускоритель на ядре GeForce2 MX, который вкупе с 128bit доступом к памяти показывает производительность уровня полноценной отдельной видеокарты GeForce 2MX. Столь производительного и качественного интегрированного видео прежде в серийных продуктах, наверное, не было. Работает графическое ядро nForce на частоте 175Мгц.


Audio Processing Unit (APU)

Южный мост nForce (nForce MCP - Media and Communications Processor) содержит мощный интегрированный аудиопроцессор (DSP), звуковые интерфейсы которого реализуются ACR-платами со звуковыми кодеками. О конкретной ACR-плате, которой комплектуется A7N266-E мы будем говорить ниже, а пока приведем характеристики самого APU.

  • Совместимость с DirectX 8.0, DirectSound 3D, EAX 1.0, EAX 2.0, I3DL2;
  • Аппаратных DirectSound-потоков - 256;
  • Аппаратных DirectSound 3D-потоков - 64;
  • MIDI: синтез по таблице волн, поддержка банков DLS 2.0;
  • Встроенный Dolby Digital 5.1- энкодер (кодирование/декодирование);

Как видим, с ТТХ у APU все в порядке, а вот кодирования на лету в формат AC3 (DD 5.1) звуковой картой мы раньше вообще не видели. Это дает возможность кодировать многоканальный звук в формате AC3 на внешний декодер, непосредственно во время прослушивания, добиваясь очень высокого качества звучания и точность позиционирования звука. Особенно полезная функция при построении домашнего видеотеатра.

О чипсете nForce можно рассказывать еще довольно долго, благо есть о чем, но наш сегодняшний материал все же посвящен конкретной материнской плате, потому к ее рассмотрению и перейдем.

Материнская плата A7N-266-E


  Наименование Asus A7N266-E, rev 1.03
  Тип процессорного разъема Socket-A
  Чипсет nVidia nForce-420D (nForce IGP-128/nForce MCP-D)
  Форм фактор, размер ATX, 24.5 x 30.5см
  Множители до 12.5х
  Частота системной шины от 100 до 200 Мгц с шагом в 1 Мгц
  Напряжение ядра процессора 1.45-1.85В, есть возможность ручной задачи с шагом 0.05В
  Память 3 разъема DIMM 184-pin,установка до 1.5Гб памяти DDR SDRAM (PC2100)
  Слоты расширения 5/0/1/1 (PCI/ISA/ACR/AGP)
  Поддержка AGP 4x, AGP Pro
  Поддержка USB 4 порта USB 1.1, (2 на плате)
  BIOS Award Bios Flash ROM
  IDE-контроллер 2 канала x ATA100 EIDE (до 4-х устройств)
  Видеоконтроллер GeForce 2MX (n Force Video)
  Аудиоконтроллер nForce Audio, аудиоинтерфейсы на ACR-плате

Как мы уже говорили, nForce поддерживает организацию 128 битного доступа к памяти. Применительно к A7N266-E это означает, что памяти должно быть установлено 2 модуля DDR, один из которых обязательно должен быть в первом разъеме. Если это условие не выполнено, то плата, конечно же, заработает, но доступ к памяти будет лишь традиционным 64-битным. Аудиоинтерфейсы реализованы на ACR-плате, которой комплектуется A7N266-E.

Компонентов на ACR-плате немного, оно и понятно - вся математика просчета звука реализована на материнской плате, а задача первой лишь вывести/завести сигналы, для чего на плате и находятся два качественных звуковых кодека Sigmatel (STAC9721T, STAC9708T). Разъемы же на плате есть следующие: выход на передние колонки, на задние колонки, на центральный канал и сабвуфер, линейный вход (и микрофон), коаксиальный цифровой S/PDIF.

Комплектация платы

Коробка A7N266-E, как и все последние упаковочные изделия Asus, пестрит яркими красками и коллажами на компьютерные темы. Помимо платы в коробке находятся: шлейф U/DMA 100, шлейф U/DMA 33, шлейф FDD, коннектор USB на заднюю панель корпуса, коннектор com2, ACR-плата (ACR-A6CH), подробное руководство пользователя, стикер ASUSteK, наклейка с описанием коннекторов и dip-переключателей платы (ее можно наклеить на крышку корпуса изнутри), Quick Setup Guide (на русском), CD с драйверами и 3D-игры (Messiah и Star Trek: New Worlds).

Дизайн

Дизайн платы A7N266-E хороший, вот только размещение процессорного гнезда на краю платы, да еще ближе к блоку питания показалось нам не самым лучшим решением - так, устанавливать на процессор некоторые модели кулеров, когда плата уже установлена в корпус неудобно. В остальном претензий не нашлось: разъемы IDE и ATX-power находятся на краю PCB, так что шнуры не потянутся через всю плату. Достать немногочисленные DIP-переключатели, что есть на плате, тоже легко, даже когда слоты PCI заполнены платами расширения. Доступ к разъемам DIMM также удобен. На плате также есть, так называемый Warning LED, который загорается, если пользователь попытается установить в AGP-слот устаревшую AGP-видеокарту на 3.3В. Как и большинство северных мостов современных плат, IGP чипсета nForce имеет качественное активное охлаждение, южный же мост греется незначительно и потому в нем не нуждается.

  

Тестирование

Теперь самое время приступить непосредственно к тестированию, но прежде опишем условия тестирования.

Конфигурация:

  • Процессор AMD AthlonXP 2000+;
  • Материнская плата Asus A7N266-E (nVidia nForce);
  • Материнская плата Asus A7V66-E (VIA KT266A);
  • Память DIMM DDR SDRAM 2x256Мб, Kingston PC2100, DIMM DDR SDRAM 512Мб, Kingston PC2100;
  • Видеоускоритель Asus V7100 Pro 32Мб (GeForce2 MX400) - драйвер Detonator v.23.11;
  • Видеоускоритель Asus V8200T2 64Мб (GeForce 3 Ti200) - драйвер Detonator v.23.11;
  • Звуковая карта Creative SB Live! 5.1;
  • Жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV - 40Гб;
  • CD-ROM Asus 52X;

На тестовом компьютере была установлена операционная система Windows XP Pro, жесткий диск содержал один раздел, равный объему диска.

Устройства, составляющие чипсет nForce, были установлены корректно, а драйверы мы установили самые новые http://www.nvidia.com/view.asp?PAGE=nforce_drivers


Начнем мы исследования производительности платы как обычно с тестовых пакетов от eTesting Lab (в девичестве Ziff Davis Lab).

1) Business Winstone 2001 -v.1.02 - данный тест измеряет общее быстродействие системы при работе с реальными офисными приложениями (преимущественно из состава Microsoft Office 2000), для чего загружается код приложений, в которых и проводится определенная работа по написанному заранее сценарию (script).

Content Creation Winstone 2001- v.1.02 - данный тест измеряет общее быстродействие системы при работе с приложениями по созданию контента (графические, звуковые и html-редакторы). В состав входит тестирование в следующих распространенных приложениях:

  • Adobe Photoshop 5.5
  • Adobe Premiere 5.1
  • Macromedia Director 8.0
  • Macromedia Dreamweaver 3.0
  • Netscape Navigator 4.73
  • Sonic Foundry Sound Forge 4.5
  • Большее значение означает лучший результат

    Здесь A7N266-E уступила плате на чипсете VIA, но преимущество последней было минимальным.

    2) 3D Mark 2001 Pro - последняя версия Direct3D тестового пакета. Данный тест показывает производительность системы в Direct3D играх.

    В 3DMark 2001 детище Asus и Nvidia показывает отличные результаты: при 128bit доступе к памяти встроенное видео показало хорошие результаты по сравнению с внешней видеокартой на базе GeForce2 MX400, хотя графический чип последней и работает на более высокой частоте (175 против 200Мгц). В низких разрешениях разрыв составлял всего около 6% и, конечно, отставание увеличивалось по мере роста разрешения. Однако справедливости ради стоит отметить, что едва ли стоит играть в современные игры на GeForce 2MX в разрешении большем, чем 800x600.

    При установке отдельной производительной видеокарты на базе GeForce3 Ti200, nForce показал зубы: A7N266-E во всех разрешения обошла недавнего лидера A7V266-E! Преимущество составило около 3%, что хоть и немного, но все равно заставляет аплодировать Nvidia за создание столь производительного чипсета.

    3) Return to Castle Wolfenstein - новый OpenGL 3D-шутер, основанный на усовершенствованном графическом движке Quake 3. Для тестов мы использовали "тяжелую" мультиплеер демку, насыщенную беготней множества противников по развалинам городских кварталов, взрывами, трассерами выстрелов и прочим. Все графические настройки игры, включая динамическое освещение, выставлялись нами на максимальное качество.

    При равных условиях (видеокартах) лидерство снова на стороне A7N266-E. Что касается встроенного видео, то результаты также весьма достойные. Касаясь интегрированного видео хотелось бы попутно отметить отличное качество картинки, четкое 2D и отсутствие замыливания, столь присущего большинству интегрированных видеорешений. Максимальная же частота регенерации изображения, которую можно выставить во вкладках драйвера - 100Гц.

    4) Serious Sam - современный OpenGL 3D-шутер и отличный бенчмарк. Тестирование в Serious Sam мы решили провести немного по-другому: так как эта игра поддерживает популярное расширение к DirectSound 3D - EAX, мы решили проверить качество реализации EAX на примере конкретной игры, заодно выяснив его производительность. Для сравнения мы решили использовать SB Live! как аналог по возможностям nForce Audio.

    Чипсет nForce и здесь проявил себя с самой лучшей стороны - результаты с включенными эффектами EAX очень близки к SB Live!, при этом качество звучания и позиционирования столь высоко, что на слух отличить, кто is who было довольно сложно. Также качество звука, работы HRTF-фильтров мы оценивали в игре Unreal Tournament и Dronez - и везде оно было на уровне SB Live!.

    Вывод:

    Nvidia снова срывает аплодисменты, и на сей раз не за графические чипы, а на поле, где прежде не играла. Технология, впервые обкатанная Nvidia на игровой консоле X-Box от Microsoft пришла на PC. Что касается A7N266-E, то это весьма качественная и производительная реализация nForce в железе. Новинка идеально подходит для построения современного ПК для дома или работы. Единственное "фе", которое приходит на ум - хотелось бы иметь оптический S/PDIF на ACR-плате Asus, уж очень это полезная вещь для владельцев пишущих MD-аудиоплееров :).

    P.S. Вы уже можете приобести у нас team eXPansion - производительный компьютер на базе A7N266-E.

    Дмитрий Егоров,
    Лаборатория "ТИМ Компьютерс"

    28 января 2001 г.




    ©2000 Team Computers, Ltd.
    г. Москва. ул. Новопоселковая, д.6
    т.:(095)492-7395, 492-9315
    e.:info@team.ru
    Rambler's Top100